[ Водные маршруты ] [ Пешие маршруты ] [ Вело маршруты ] [ Разное ]
8.05. - 10.05.2010 поход выходного дня - река Можа.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
GPS - навигация (.kml)
Тех записи. (.txt)
Нитка маршрута и точки Технические заметки По местным легендам - название у реки сформировалось исходя из
нескольких версий:
1. Был пан, и он соединил четыре криницы в верховьях реки. На вопрос
потечёт ли река - он отвечал "Можа патячэ, а Можа i не"
2. Исходя из первого варианта - река пробивала себе русло, - и пробила!
Поэтому родилось выражение "рака усё Можа"
3. Переезжал крестьянин в брод через ручей/реку и говорил своей жене
"не зразумею Можа рака, а Можа крынiца"
Отсюда и пошло название реки Можа.
Заброска:
8:00 - выехали из Минска. Девять человек (шесть взрослых и трое детей)
Флагман Байдагруз Замыкающий
вместились со всем снаряжением в две легковые машины.
Около 10:00 приехали на точку стапеля, на мост через реку, в близи деревни
Шинки. Здесь река шириной около 3м и глубина 1м. Выгрузка снаряжения, сбор
байдарок, упаковка байдарочной клади и перекус - заняли около трёх часов.
Машины поставили в Денисевичах - именно там нам повезло повстречать местную
учительницу, которая нам рассказала про версии названия реки и помогла со
стоянкой машин, а также - её брат любезно согласился подвезти нас обратно
на точку стапеля.
Ход 8.05.10 - (20км)
И в 13:30 поплыли , а Можа не поплыли, а пошли по реке. Здесь река - кана-
лизирована, с тремя шлюзами, которые обносятся по любой из сторон. Вот, где
можно потренироваться/поэкспериментировать с расположением груза в байдарке.
Берега реки луговые грязно-илистые. Встречалось несколько проходимых бобровых
плотин. На третьем шлюзе хорошее место для обеда, с которым мы совместили и
обнос. Здесь почти удалось разыграть Дмитрия, который оставил без присмотра
рюкзачок, в котором были ценные вещи. Так как обносов в этот день было предо-
статочно, то решили прочистить один из непроходимых завалов, который отнял
у нас пол часа ходового времени. Также на этом участке возникла не стандартная
ситуация. Татьяна пытаясь вылезти на берег, обняла дерево и так на нём и по-
висла, а байдарка уже ушла чуть вперёд - благодаря командно-спасательной опера-
ции Татьяна осталась сухой.
За пять километров до левоприточной Чудницы случилась авария на ровном, и
ничем не угрожающем фарватере. Двадцати сантиметровое, сквозное ранение моей
байдарки, причём этим же фарватером шла впереди идущая байдарка. Благодаря
быстрым командным действиям притопленное судно было быстро разгружено и доста-
влено к докам. Здесь стали на вынужденную стоянку. Как оказалось место не такое
плохое, как показалось первоначально. На левом высоком берегу. Ремонтные работы
Решили проводить рано утром. Здесь принимала поздравления с Д.Р. Татьяна, которая
угощала турнарод изысканно-вкусными шашлыком Сновского производства и вином.
Напугали дождь двумя тентами. Немного песен у костра с местными соловьями и спать.
Ход 9.05.10 - (36км)
В 6:15 - Мы с Виктором принялись за ремонт байдарки. Сшили елочкой повреждённую
поверхность шкуры/обезжирили все склеиваемые поверхности/приклеили латку и
для верности ещё и прогрели. Снова хорошо себя зарекомендовал клей "Секунда"
для любого ПВХ (холодная сварка).
А ещё этот День Победы начался хорошей солнечной погодой и плотным завтраком.
В 10:00 пошли дальше. Не доходя до слияния с Чудницой есть хорошая стоянка
на левом берегу с красивой поляной и беседкой. Проплыв около 10км дошли до
моста с приоткрытым шлюзом. В деревне докупили провизию. Здесь река в
основном канализирована. В 14:30 стали на обед в хорошем месте, даже с крышей
над головой и заготовленными дровами, что сэкономило нам время. В 16:15
отправились дальше. На этом отрезке река приобретает своё естественное русло
и начинает плутать/петлять среди прибрежных деревень и лесов.
В 19:30 причалили к очередной стоянке на правом берегу в сосновом лесу.
Запомнился ужин с горошком и с наивкуснейшей рисовой кашей с тушенкой.
Ход 10.05.10 (5км)
8:00 побудка. Завтрак. На воде в 11:00. Река петляет. Высадились на мосту за
деревней Большой Вязок и организовали Антистапель. Водители пешком пошли
в Денисевичи, где мы оставили все машины. В 14:30 Обед. Загрузка снаряги, и
в путь оратный.
Данные по маршруту:
Маршрут удобен заброской и выброской. По одометру машины вся дорога около 400км
Воды нормально. Виднеются следы недавнего разлива реки.
Средняя скорость по реке 6км.ч. (при туристическом режиме гребли)
Всего пройдено 61км (1 день 20км/ 2день 36км/ 3день 5км)
Места для стоянок найти не сложно. Дров хватает.
��ногда всречаются припятствия в виде мо��тков и бобровых плотинок.
Погода - переменная облачность/жарко, коротко временные дожди и грозы.
Ветер разный - временами порывистый.
Температура в Цельсиях Денем 22...24грЦ / ночью 11...13 / утром 10...13
Групп на маршруте - не видели!
По берегам, иногда виднелись рыбснасти местных (сети и телевизоры)
Представителей охраны природы - не видели!
Народ нам встречался душевный и приветливый.
Поход обошёлся по 72 000 белорусских рублей.(с бензином и продуктами и разными доп. расходами)
Заключение: Маршрут интересный. Может быть продлён по Бобру с выходом в Березину.
Хорошо, но мало!
"Можа"
Есть такая речка Можа
Больше речка, чем ручей
Говорят, она всё "Можа"
Даже собирать друзей
Вёсла в руки и вперёд
Вместе с речкой пробиваем
Путь себе и наш поход
Словно жизнь напоминает
Нас обносы не пугают
Трудности они везде
Пусть они нас закаляют
Благодарны мы судьбе
Что как речка, тоже Можем
В суете не потерять
Что-то важное родное
Что годами не отнять.
ЗачОт!!!Минский туристический клуб "ФАРВАТЕР" Алексей 18.05.2010г